Мужская вышиванка конца 19-го начала 20-го веков. Экспонат историко-краеведческого музея г.Туапсе. Выставлена в зале, посвященном истории быта и ремесел народов, традиционно населяющих туапсинский район. Эту сорочку отнесли к украинскому сектору, хотя орнамент, крой, а тем более пояс отсылают скорее к молдавано-гуцульским традициям в вышивке.
Но суть не в этом, а в самом исполнении. С расстояния в пару шагов сорочка выглядит вполне достойно, но стоит подойти вплотную и.. смотрите сами. Обратите внимание, что это не новодел начинающей вышивальщицы, а именно аутентичная вещь из домоткани, явно ношеная, а значит ее владелец любил в ней покрасоваться. Именно покрасоваться, потому что пышно вышитую одежду надевали только по праздникам, а повседневная украшалась очень скромно или не украшалась совсем - в хлев, в поле, для бытовых хлопот по дому особо не разоденешься.
А раз наряд праздничный, то владелец вероятно им гордился. А теперь посмотрите на фото с увеличением (цвет разный со вспышкой и без).. и больше никогда не называйте себя криворукими! Посмотреть бы что там с изнанки) Но этого не видели даже работники музея, поскольку вышитое полотно пристрочено к готовой сорочке. Да, эта хитрость появилась не сегодня, ведь так и вышивать проще и над изнанкой корпеть не надо)
На самом деле профессиональные мастерицы-вышивальщицы трудились в богатых усадьбах или при монастырях, работая на хозяина, а крестьяне довольствовались тем, что могли изготовить собственноручно. Девчушки приступали к ткачеству и вышивке приданого с 5-7 лет. Полотно и нитки были ценностью, поскольку их изготовление требовало серьезных трудозатрат. А потому черновых/учебных изделий не предполагалось - какое пошил, такое и наденешь.
Так что прочь сомненья и смело приступайте к вышивке рушников, одежды, скатертей и всего, к чему раньше боялись подступиться! Пусть эта сорочка вас мотивирует)
Все-таки ткань - не канва, четких границ-дырочек нет, я вот не представляю, как на льне вышивают, наверное я бы так же криво с непривычки сделала. А насчет того, что крестики в разные стороны - думаю, причина в спешке и большом объеме. Это для нас сейчас хобби и способ отдохнуть, а в те времена женщина должна была и в поле отпахать, и в доме наготовить/наприбирать/настирать, и нескольких детей поднять, и все без стиралки, мультиварки и подгузников. Да еще всю семью обшить - сначала приданое приготовить (видела где-то список, сколько там простыней/полотенец и прочего, глаза на лоб полезли), потом детям и мужу одежду мастерить, да и про себя не забывать. Тут уж не до ровных крестиков, успеть бы все дела переделать!
Моя бабушка вышивала на ткани по удаляемой накладной канве. После вышивки нитки канвы вытягивают из под работы) Очень ровные крестики получается) Я тоже так вышиванки шила)
Да, в начале 20-го века точно уже была. Тогда началась активная механизация труда, появились прядильные станки и усовершенствовались ткацкие , что позволило производить более тонкие ткани с очень мелким плетением нити. Вышивать по ним счетные швы просто на глаз стало невозможно. Домотканый лен и промышленный это две большие разницы)) А современное изобретение это специальная льняная равномерка под вышивку и флизелиновая водорастворимая канва.
Да, жизнь была не сахар.. Поэтому женщины замужние, а тем более с детьми не вышивали, этим занимались совсем юные девушки, у которых домашних обязанностей было меньше. А пожилые женщины больше пряли и вязали, потому что для вышивания нужно более острое зрение.
Что касается ткани, то тут она для вышивки идеальная - домотканое полотно имеет равномерное плетение и не очень тонкие нити, так как прялись они тоже вручную. Вышивать по нему не сложнее, чем по канве.
Очень интересная экскурсия в далёкое прошлое.Спасибо за неё.Только забыли упомянуть среди всех трудностей выполнения таких изделий, что у крестьян того времени не было электрического освещения и вышивали при свечах, практически в потёмках.Вряд ли у этой крестьянки было свободное время для вышивки днём, да ещё летом.Так что - браво мастерице!
Но суть не в этом, а в самом исполнении. С расстояния в пару шагов сорочка выглядит вполне достойно, но стоит подойти вплотную и.. смотрите сами. Обратите внимание, что это не новодел начинающей вышивальщицы, а именно аутентичная вещь из домоткани, явно ношеная, а значит ее владелец любил в ней покрасоваться. Именно покрасоваться, потому что пышно вышитую одежду надевали только по праздникам, а повседневная украшалась очень скромно или не украшалась совсем - в хлев, в поле, для бытовых хлопот по дому особо не разоденешься.
А раз наряд праздничный, то владелец вероятно им гордился. А теперь посмотрите на фото с увеличением (цвет разный со вспышкой и без).. и больше никогда не называйте себя криворукими! Посмотреть бы что там с изнанки) Но этого не видели даже работники музея, поскольку вышитое полотно пристрочено к готовой сорочке. Да, эта хитрость появилась не сегодня, ведь так и вышивать проще и над изнанкой корпеть не надо)
На самом деле профессиональные мастерицы-вышивальщицы трудились в богатых усадьбах или при монастырях, работая на хозяина, а крестьяне довольствовались тем, что могли изготовить собственноручно. Девчушки приступали к ткачеству и вышивке приданого с 5-7 лет. Полотно и нитки были ценностью, поскольку их изготовление требовало серьезных трудозатрат. А потому черновых/учебных изделий не предполагалось - какое пошил, такое и наденешь.
Так что прочь сомненья и смело приступайте к вышивке рушников, одежды, скатертей и всего, к чему раньше боялись подступиться! Пусть эта сорочка вас мотивирует)