Леди и джентльмены, позвольте представить, Джордж Брайан Браммелл! Английский премьер-министр элегантности и красавчик (это прозвище он получил от современников, от французского beau), шедевр с головы до пят, кумир самого Байрона, считавшего, что в 19 веке есть три великих человека – Браммелл, Наполеон и сам поэт; мужчина, который заложил основы философии «дендизма» и сформулировал, как должен выглядеть мужской костюм. «Изысканная правильность», «неземное совершенство» – так отзывались современники Бо о его стиле. «Он восхитителен», – трепетали придворные дамы. «Он невыносим!» – возмущались сановные снобы. Надо признать, что Браммел умел извлечь максимум из своих внешних данных: «Природа щедро наделила его своими дарами. Он обладал фигурой и пропорциями Аполлона, особенно красивы были его руки... Лицо его было продолговатой формы, высокий лоб, выразительные брови, волосы – светло-каштанового цвета … Черты лица обнаруживали незаурядный ум, в изгибе рта чувствовалась наклонность к саркастическому юмору. Голос его был чрезвычайно приятным». Браммел был ярым поборником гигиены! Чистота и свежесть – его главное правило. Именно свежесть – лучший аромат для денди! Он ввел в моду аккуратно подстриженные и чисто вымытые волосы, в то время как раньше их было принято отпускать, завивать, пудрить или носить парик. Обязательная ванна и желательно из молока! Ежедневное бритьё! Все эти бакенбарды, бороды и щетина сводят на нет прелесть белого воротничка чистой сорочки! Ах да, сорочки Красавчик отсылал в стирку каждый день. Знаменитый денди менял их три раза на дню! Немного статистики: за неделю Красавчик должен был сменить 24 рубашки из лучшего голландского полотна и 30 галстуков. А ещё кучу чулок, носков, обуви и носовых платков. Самая большая статья его расходов была на прачечную. Лондонские модники считают, что именно швейным мастерам Красавчик обязан безупречными костюмами. Но никто не догадывается о многочасовых «бдениях» над идеальным кроем. В конце концов, надо ещё уметь носить костюм. Принцип смены одежды соблюдался неукоснительно. Утренний фрак должен быть светлее вечернего, а вечером после оперы Браммелл обязательно заглядывал домой, чтобы сменить шейных платок перед визитом в гости или светским приемом. Именно шейный платок был особым изыском костюма денди. Чтобы добиться совершенной формы узла, Браммеллу приходилось тратить несколько часов. Как-то к нему в неурочный час пришел посетитель и застал хозяина перед зеркалом во время примерки очередного платка. Весь пол комнаты устилали смятые и отброшенные в порыве досады платки. Но Браммел хотел добиться от этой детали туалета одновременно элегантности и небрежности и вскоре он нашел способ такой фиксации: всего-то нужно подкрахмалить и – вуаля! Но тсссс!!!! Это секрет. И Красавчик его тщательно хранил. Скрупулезный подбор мелочей и аксессуаров окончательно закреплял впечатление уникальности при знакомстве с денди. Например, перчатки. Они были специального, особо удобного кроя. Их шили несколько портных: один – ладонь, второй – большой палец, третий – остальные четыре пальца. Кроме того, перчатки следует регулярно менять, чтобы каждое рукопожатие радовало свежестью, шесть-семь пар в день – вполне себе для респектабельного человека. В сфере искусства светского поведения Браммеллу также не было равных. Его манеры строились на искусном соединении сухости и непринужденности, почтительности и остроумного цинизма. Браммел был легендой при жизни и умер окутанный легендами и тайнами. У него было много последователей, как и при жизни, так и после его смерти. Щеголи всей Европы были заинтересованы в Браммелле, в том, что он носит и как он себя ведет. «Истинная элегантность не должна бросаться в глаза», говорил Красавчик. Он чувствовал красоту так, как это дано настоящим художникам.
Клуб признаний, 21х30, аида 18, счетный крест
Леди и джентльмены, позвольте представить, Джордж Брайан Браммелл!
Английский премьер-министр элегантности и красавчик (это прозвище он получил от современников, от французского beau), шедевр с головы до пят, кумир самого Байрона, считавшего, что в 19 веке есть три великих человека – Браммелл, Наполеон и сам поэт; мужчина, который заложил основы философии «дендизма» и сформулировал, как должен выглядеть мужской костюм. «Изысканная правильность», «неземное совершенство» – так отзывались современники Бо о его стиле. «Он восхитителен», – трепетали придворные дамы. «Он невыносим!» – возмущались сановные снобы.
Надо признать, что Браммел умел извлечь максимум из своих внешних данных: «Природа щедро наделила его своими дарами. Он обладал фигурой и пропорциями Аполлона, особенно красивы были его руки... Лицо его было продолговатой формы, высокий лоб, выразительные брови, волосы – светло-каштанового цвета … Черты лица обнаруживали незаурядный ум, в изгибе рта чувствовалась наклонность к саркастическому юмору. Голос его был чрезвычайно приятным».
Браммел был ярым поборником гигиены! Чистота и свежесть – его главное правило. Именно свежесть – лучший аромат для денди! Он ввел в моду аккуратно подстриженные и чисто вымытые волосы, в то время как раньше их было принято отпускать, завивать, пудрить или носить парик. Обязательная ванна и желательно из молока! Ежедневное бритьё! Все эти бакенбарды, бороды и щетина сводят на нет прелесть белого воротничка чистой сорочки! Ах да, сорочки Красавчик отсылал в стирку каждый день. Знаменитый денди менял их три раза на дню! Немного статистики: за неделю Красавчик должен был сменить 24 рубашки из лучшего голландского полотна и 30 галстуков. А ещё кучу чулок, носков, обуви и носовых платков. Самая большая статья его расходов была на прачечную.
Лондонские модники считают, что именно швейным мастерам Красавчик обязан безупречными костюмами. Но никто не догадывается о многочасовых «бдениях» над идеальным кроем. В конце концов, надо ещё уметь носить костюм.
Принцип смены одежды соблюдался неукоснительно. Утренний фрак должен быть светлее вечернего, а вечером после оперы Браммелл обязательно заглядывал домой, чтобы сменить шейных платок перед визитом в гости или светским приемом. Именно шейный платок был особым изыском костюма денди. Чтобы добиться совершенной формы узла, Браммеллу приходилось тратить несколько часов. Как-то к нему в неурочный час пришел посетитель и застал хозяина перед зеркалом во время примерки очередного платка. Весь пол комнаты устилали смятые и отброшенные в порыве досады платки. Но Браммел хотел добиться от этой детали туалета одновременно элегантности и небрежности и вскоре он нашел способ такой фиксации: всего-то нужно подкрахмалить и – вуаля! Но тсссс!!!! Это секрет. И Красавчик его тщательно хранил.
Скрупулезный подбор мелочей и аксессуаров окончательно закреплял впечатление уникальности при знакомстве с денди. Например, перчатки. Они были специального, особо удобного кроя. Их шили несколько портных: один – ладонь, второй – большой палец, третий – остальные четыре пальца. Кроме того, перчатки следует регулярно менять, чтобы каждое рукопожатие радовало свежестью, шесть-семь пар в день – вполне себе для респектабельного человека. В сфере искусства светского поведения Браммеллу также не было равных. Его манеры строились на искусном соединении сухости и непринужденности, почтительности и остроумного цинизма.
Браммел был легендой при жизни и умер окутанный легендами и тайнами. У него было много последователей, как и при жизни, так и после его смерти. Щеголи всей Европы были заинтересованы в Браммелле, в том, что он носит и как он себя ведет. «Истинная элегантность не должна бросаться в глаза», говорил Красавчик. Он чувствовал красоту так, как это дано настоящим художникам.